ФРП. Официальный сайт

Пилотный проект социального реструктурирования районов Крайнего Севера
Информация о проекте

Информация о проекте

English

Номер займа

4611- RU

Заемщик

Российская Федерация

Группа подготовки проекта

Некоммерческий фонд реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов

Регионы – участники проекта

Дата начала подготовки Проекта

Июнь 1999 г.

Дата подписания Соглашения о займе на финансирование реализации проекта

11 июля 2001 г. 

Сумма займа

80 млн. Долларов США

 

Краткая характеристика проблемы

В настоящее время ситуация в районах Крайнего Севера Российской Федерации характеризуется наличием большого количества серьезных социально-экономических проблем. К важнейшим из них относятся:

  • спад экономической активности в большинстве северных районов,

  • существенная дифференциация по уровню жизни населения между экономически благополучными (в основном, ресурсодобывающими) регионами и большей частью северных территорий,

  • концентрация в северных регионах значительного количества нетрудоспособных и безработных граждан, повышенные затраты на их содержание, отсутствие эффективных механизмов ротации трудовых ресурсов в соответствии с потребностями рынка труда.

Государственная политика в отношении Крайнего Севера России недостаточно нацелена на стимулирование приспособления экономики региона к рыночным условиям. Акцент сделан на государственный протекционизм, на обеспечение государственных гарантий и компенсаций населению северных территорий. Сложившаяся в прошлом модель освоения и развития Крайнего Севера привела к созданию на этих территориях дорогостоящей и неэффективной жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры.

Повышенные затраты на жизнеобеспечение людей в условиях тяжелого климата и транспортной удаленности, а также многочисленные северные льготы приводят к дополнительной нагрузке на бюджеты всех уровней. Бюджетные расходы на поддержание жизнедеятельности северных территорий значительно превышают аналогичные расходы в центральных регионах России. Так, затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению в районах Крайнего Севера выше, чем в центральных регионах России в 4-5 раз. По экспертным оценкам, переселение одного неработающего гражданина из районов Крайнего Севера на «материк» даёт чистую экономию бюджетных расходов в размере 530 - 830 долларов США в год.

Спад экономической активности вызвал массовый отток трудоспособного населения из районов Крайнего Севера. Вместе с тем это привело к концентрации в районах Крайнего Севера значительного количества нетрудоспособного и безработного населения, пребывание которых в экстремально суровых природно-климатических условиях не обусловлено реальными экономическими потребностями освоения Севера. Значительная часть избыточного населения северных регионов не имеет возможности самостоятельно осуществить переезд в центральные районы России.

Реальный процесс переселения из северных регионов в климатически более благоприятные районы идет крайне медленно. В настоящее время, после прекращения финансирования Федеральной целевой программы ”Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей”, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 700 от 10 июля 1995 г., предоставление жилищных субсидий по Федеральному закону от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее по тексту Федеральный закон № 125-ФЗ) остается единственной формой решения данной проблемы на федеральном уровне.

Механизм содействия переселенцам по Федеральному закону № 125-ФЗ базируется на полном покрытии затрат по переселению за счет бюджетных средств и сопровождается длительным ожиданием в очередях. При этом система оказания содействия гражданам на переселение из районов Крайнего Севера по Федеральному закону № 125-ФЗ построена таким образом, что до переселения первой приоритетной категории (граждане неперспективных закрывающихся населенных пунктов) остальные категории переселенцев (в т.ч. наиболее многочисленная – пенсионеры) имеют весьма ограниченный доступ к содействию. При сохранении объемов финансирования переселения в рамках Федерального закона № 125-ФЗ на нынешнем уровне ассигнований условный расчетный срок на переселение только уже зарегистрированных на получение субсидий граждан (порядка 690 тыс. чел.) составляет несколько десятков лет.

В принципе миграционная политика применительно к северным территориям должна ориентироваться на решение следующих задач:

  • содействие переселению в первую очередь нетрудоспособным гражданам на целевой (адресной) основе;

  • создание механизмов сохранения на Севере трудоспособного населения, достаточного для освоения соответствующих природных ресурсов и развития северных территорий;

  • создание механизма ротации кадров в целях обеспечения трудовой мобильности.

В целях решения перечисленных проблем и выработки экономически эффективных механизмов реструктурирования районов Крайнего Севера подготовлен и с 15 августа 2002 г. на средства займа Международного банка реконструкции и развития (далее – МБРР) реализуется Пилотный проект социального реструктурирования районов Крайнего Севера (далее – Пилотный проект). Предусмотренный Соглашением о займе размер кредита МБРР составляет 80 млн. долларов США.

В рамках Пилотного проекта на примере 3 пилотных территорий (г. Воркута, г. Норильск, Сусуманский район Магаданской области) разрабатывается и тестируется экономически эффективная схема содействия переселению из районов Крайнего Севера в сочетании с мероприятиями по социально-экономическому реструктурированию на местном уровне, а в более широком плане – с разработкой инновационных направлений государственной северной политики.

Основные задачи проекта

Основными целями Пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера (Пилотный проект) являются повышение эффективности государственной северной политики и отработка эффективных методов экономического реструктурирования муниципалитетов на Крайнем Севере, связанного с оттоком социально уязвимых категорий населения.

Пилотный проект направлен на решение следующих задач:

  • Тестирование новых альтернативных механизмов переселения из районов Крайнего Севера, обеспечивающих максимальную экономическую эффективность и социальную направленность.

  • Отработка взаимосвязи процесса переселения с местным реструктурированием.

  • Поддержка отработки конкретных инструментов и механизмов реструктурирования муниципальной политики и муниципального хозяйства, наиболее эффективных в условиях Севера.

  • Поддержка разработки инновационных направлений государственной северной политики и соответствующей информационной инфраструктуры, способствующих реструктуризации Крайнего Севера.

Реализация Пилотного проекта начата с 15 августа 2002 г.

Регионы - участники проекта

Реализация Пилотного проекта осуществляется в трех пилотных территориях, где тестируются различные модели реструктурирования::

  • В г. Воркуте пилотируется консолидация неперспективного поселка и содействие выезду отдельных социально уязвимых категорий населения из в целом жизнеспособного населенного пункта.

  • В г. Норильске пилотируется оптимизация размера крупного, экономически перспективного города путем консолидации жилищного фонда, находящегося в аварийном состоянии, в результате содействия выезду социально уязвимых категорий населения.

  • В Сусуманском районе пилотируется поддержка выезда широкого круга социально уязвимых категорий населения с целью сохранения жизнеспособности поселений золотодобытчиков и снятия с местного бюджета расходов на финансирование жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры.

Компоненты Пилотного проекта

Пилотный проект состоит из 5 основных компонентов:

  1. Компонент содействия переселению - разработка и тестирование новых экономически эффективных механизмов государственной поддержки выезда нетрудоспособного населения из районов Севера с помощью жилищных сертификатов.

  2. Компонент местного реструктурирования - повышение эффективности муниципального хозяйства и муниципальной политики путем проведения структурных реформ в муниципальных образованиях.

  3. Федеральный компонент - оказание содействия в реализации федеральной северной политики (совершенствование нормативно-правовой базы, проработка новых подходов к решению отдельных вопросов развития Севера, создание информационной инфраструктуры по рынку жилья в России).

  4. Компонент мониторинга и оценки результатов Пилотного проекта - контроль за ходом реализации Пилотного проекта, оценка его экономических и социальных результатов.

  5. Компонент управления Пилотным проектом - организационное и техническое обеспечение реализации Пилотного проекта на федеральном и местном уровнях. Центральной группой реализации Пилотного проекта (ЦГРП) является Некоммерческий фонд реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов.

Основными звеньями управленческой структуры проекта являются:

  1. Межведомственная рабочая группа по координации подготовки и реализации проекта (МРГ);

  2. Центральная группа реализации проекта (ЦГРП);

  3. Координационные / Наблюдательные советы в каждой из пилотных территорий;

  4. Местные группы реализации проекта (МГРП) в каждой из пилотных территорий;

  5. Местные (муниципальные) администрации на каждой из пилотных территорий.

  • МРГ является правительственным органом, осуществляющим общее руководство и контроль за ходом подготовки и реализации проекта на федеральном уровне. МРГ возглавляется старшим должностным лицом (Директором Департамента) Министерства экономического развития и торговли РФ и включает старших должностных лиц Минфина России, Росстроя, Роструда, Минрегиона России, Федерального центра проектного финансирования.

  • ЦГРП является организацией, осуществляющей оперативное управление реализацией проекта.

  • Координационный / Наблюдательный совет образуется на каждой пилотной территории для осуществления общего руководства и контроля за реализацией проекта на местном уровне. В его состав входят представители местной администрации, местных законодательных органов, основных работодателей, основных профсоюзных и других общественных организаций, представители общественности.

  • МГРП осуществляет организацию процесса миграции на соответствующей пилотной территории и подчиняется Координационному / Наблюдательному совету и ЦГРП. МГРП создается как самостоятельное юридическое лицо либо как отдел местной администрации.

  • Местные (муниципальные) администрации пилотных территорий оказывают содействие и поддержку реализации проекта на местном уровне.

Результаты, достигнутые в ходе реализации Пилотного проекта

В рамках Пилотного проекта на примере 3 пилотных территорий (г. Воркута, г. Норильск, Сусуманский район Магаданской области) разработана и тестируется экономически эффективная схема содействия переселению из районов Крайнего Севера в сочетании с мероприятиями по социально-экономическому реструктурированию на местном уровне, а в более широком плане – с разработкой инновационных направлений государственной северной политики.

Социальные результаты Пилотного проекта

В ходе реализации Пилотного проекта переселено 4527 семей (10028 чел.), в том числе:

  • г. Воркута - переселено 2476 семей (5538 чел.);

  • Сусуманский район - переселено 1428 семей (3338 чел.);

  • г. Норильск - переселено 623 семьи (1152 чел.).

Участники Пилотного проекта осуществляли переселение в 75 регионов Российской Федерации, среди которых наиболее популярными регионами вселения являются:

  • Белгородская область (вселилось 437 домохозяйств),

  • Кировская область (вселилось 292 домохозяйства),

  • Краснодарский край (вселилось 262 домохозяйства),

  • Тульская область (вселилось 199 домохозяйств),

  • Ростовская область (вселилось 193 домохозяйства).

Финансово-экономические результаты Пилотного проекта

  • cреднегодовой эффект от переселения участников Пилотного проекта составил 10,8 млн. долл. США (284,4 млн. руб.);

  • экономия средств консолидированного бюджета при переселении граждан из районов Крайнего Севера (накопленная) составила 9,5 млн. долл. США (260,3 млн. руб.);

  • экономия средств местного бюджета от консолидации объектов жилищного фонда и социальной инфраструктуры, от реализации предусмотренных Пилотным проектом Планов местного реструктурирования (накопленная) составила 12,6 млн. долл. США (344 млн. руб.);

  • снижение обязательств федерального бюджета по переселению северян (в сравнении с возможными затратами по Федеральному закону № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей») составило приблизительно 46,9 млн. долл. США (1326 млн. руб.) .

  • суммарный накопленный эффект от реализации Пилотного проекта составил 21,2 млн. долл. США (604,3 млн. руб.);

  • по данным администраций пилотных территорий, за счет выезда участников Пилотного проекта муниципалитетам пилотных территорий передано порядка 93 тыс. кв. метров высвободившегося жилья (2 тыс. квартир оценочной стоимостью порядка 13,5 млн. долл. США), пригодного для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье и неперспективных поселках. Это позволяет получить в результате их сноса и консолидации дополнительные экономические эффекты, изначально не предусмотренные в Пилотном проекте;

  • срок окупаемости Пилотного проекта оценивается примерно в 5 лет от момента начала инвестиций; т.е. фактически расходы Пилотного проекта к настоящему времени уже окупились.

Институциональные результаты Пилотного проекта

  • отработан новый механизм поддержки переселения из районов Крайнего Севера, дополняющий действующие программы при сокращении соответствующих расходов и позволяющий осуществлять переселение граждан в климатически благоприятные районы без длительного ожидания в очередях. При этом основной акцент сделан на переселении пенсионеров - значительной части северян, имеющих право на содействие в переселении по Федеральному закону № 125-ФЗ, но не имеющих реальных перспектив в ближайшие годы реализовать это право;

  • отлажено применение сертификатной схемы, которая продемонстрировала работоспособность и пригодность к дальнейшему использованию (впервые системно в рыночных условиях сертификатная схема применяется для содействия переселению из районов Крайнего Севера);

  • разработаны инструменты, обеспечивающие бюджетную экономию на местном уровне за счет сокращения численности населения и сжатия высвобождающейся жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры, поддержки институциональных реформ в управлении бюджетом и ЖКХ, проведения малозатратных мероприятий по энергосбережению;

  • созданы основы комплексной системы информационного обеспечения переселенцев (не имеет аналогов в практике переселения северян):

    • Информационная система по рынку жилья в Российской Федерации (сайт www.gilfond.ru) - позволяет обеспечить участникам Пилотного проекта обширную информацию о состоянии рынков жилья в потенциальных регионах вселения и более активно задействовать для целей переселения из районов Крайнего Севера рынки жилья в небольших городах, районных центрах, сельской местности;

    • Информационно-поисковая система «Миграция» (сайт www.migratio.ru) - представляет для переселенцев развернутую тематическую информацию по всем регионам, городам и другим населенным пунктам России;

  • налажен механизм организационного и юридического содействия в приобретении жилья в регионах вселения наиболее социально незащищенным участникам Пилотного проекта, не имеющим возможности самостоятельно выехать в регионы вселения для подбора и приобретения жилья;

  • оказано техническое содействие государственным органам власти в разработке ряда актуальных направлений северной политики, в т.ч. по устойчивому социально-экономического развитию Севера.

Основные уроки реализации Пилотного проекта

Реализация Пилотного проекта продемонстрировала следующее:

1. Концентрация средств на содействие переселению граждан в конкретных муниципальных образованиях и населенных пунктах приводит к формированию синергетического эффекта:

  • получение реальной экономии муниципальными образованиями в результате сокращения расходов на излишнюю (высвобождаемую и подлежащую сносу) жилищно-коммунальную и социальную инфраструктуру и перераспределения средств на поддержание действующей инфраструктуры жизнеобеспечения;

  • появление в распоряжении муниципальных образований дополнительного жилищного фонда для переселения граждан, проживающих в ветхом жилье и неперспективных поселках (при сносе ветхого и аварийного жилья и ликвидации неперспективных поселков возникает последующая экономия расходов муниципальных образований).

2. Предоставление содействия переселению граждан, не являющихся первоочередными получателями содействия по государственным программам переселения, но готовых получать его в меньшем размере без длительного ожидания в очередях приводит к следующим эффектам:

  • ориентирование переселенцев на рынок недорогого жилья в областных, районных центрах и сельской местности;

  • привлечение средств доплаты к жилищной субсидии со стороны самих переселенцев;

  • средств администраций муниципальных образований, субъектов Российской Федерации и крупных работодателей для содействия переселению.

3. Расходы на выплату жилищных субсидий по Пилотному проекту более чем в 2 раза ниже соответствующих расходов по Закону 125-ФЗ, что ускоряет выполнение социальных обязательств государства перед гражданами при сокращении расходов.

4. Максимальный экономический и социальный результат при реализации переселенческих программ из районов Крайнего Севера может быть получен при функционировании эффективной организационно-управленческой системы, включающей следующие элементы:

  • PR- и информационная работа на местах;

  • индивидуальная работа с переселенцами;

  • организационное, информационное, нормативно-методическое и юридическое обеспечение процесса переселения;

  • сочетание переселенческой программы с комплексным социально-экономическим реструктурированием на местном уровне.

5. Содействие переселению из районов Крайнего Севера с использованием жилищных сертификатов является современным социально ориентированным инструментом, позволяющим:

  • внедрить эффективный и экономичный механизм переселения с Севера;

  • обеспечить адресную направленность содействия переселению в необходимых северных территориях и конкретных населенных пунктах на наиболее уязвимые социальные группы;

  • предоставлять средства на содействие переселению непосредственно гражданам;

  • осуществлять свободный выбор региона вселения и жилья владельцем жилищного сертификата;

  • обеспечить целевой характер использования средств на содействие переселению и эффективный контроль за движением документов и денежных средств.

Перспективы расширения Пилотного проекта

Принимая во внимание в целом позитивные результаты Пилотного проекта, в целях распространения его опыта на другие субъекты Российской Федерации, полностью или частично относящиеся к районам Крайнего Севера, а также продолжения работ по содействию в развитии федеральной северной политики и реализации миграционных программ, в Соглашение о займе на реализацию Пилотного проекта были внесены изменения, связанные с расширением Пилотного проекта на дополнительные северные территории и продлением срока его реализации до 30 сентября 2009 г.

Основная задача реализации Пилотного проекта на этапе его расширения будет заключаться во внедрении в соответствующую законодательно-нормативную базу и практику реализации миграционных программ технологий и системных элементов, отработанных в ходе реализации 3 очередей Пилотного проекта:

  • различные виды и варианты содействия гражданам в рамках миграционных программ, в т.ч. возможности предоставления государственного содействия на переселение гражданам, согласным на получение его в меньшем размере без длительного ожидания в очередях;

  • организационная модель работы с мигрантами в регионах выезда и в регионах вселения;

  • системы информационного обеспечения миграционных процессов сведениями по рынку жилья в РФ, регионам и населенным пунктам Российской Федерации;

  • взаимосвязь содействия переселению и институциональных преобразований в области ЖКХ и муниципального управления на местном уровне.

Предполагаемые суммарные финансово-экономические результаты Пилотного проекта при его расширениии

  • переселение 6,8 тыс. семей (15,1 тыс. чел.);

  • экономия средств консолидированного бюджета при переселении граждан из регионов Крайнего Севера (накопленная) составит 36,9 млн. долл. США (972,3 млн. руб.);

  • экономия средств местного бюджета от консолидации объектов жилищного фонда и социальной инфраструктуры, от реализации Планов местного реструктурирования составит 20,9 млн. долл. США (550,4 млн. руб.);

  • снижение обязательств федерального бюджета (по сравнению с возможными затратами согласно Федеральному закону № 125-ФЗ) составит прогнозно 74 млн. долл. США (2037 млн. руб.) ;

  • суммарный накопленный эффект от реализации Пилотного проекта составит 56,3 млн. долл. США (1522,7 млн. руб.).

Предполагаемые социальные эффекты расширения Пилотного проекта

  • ускорение оттока нетрудоспособного и трудоизбыточного населения из районов Крайнего Севера;

  • нормализация ситуации на рынках труда в районах Крайнего Севера, участвующих в Пилотном проекте, и, как следствие, улучшение в них социального климата в целом;

  • оптимизация социально-демографической структуры населения в регионах Крайнего Севера;

  • улучшение, наряду с климатическими условиями проживания участников Пилотного проекта, также и их уровня жизни за счёт более низкой стоимости “потребительской корзины” в южных и центральных регионах России.

(С) 2005,2006,2007 ФРП. Официальный сайт. тел. +7 (495) 221-7767, факс +7 (495) 221-7768